Шеффер Юрий Петрович

Герой России
Шеффер Юрий Петрович - лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института имени М.М.Громова.
Родился 30 июня 1947 года в городе Челябинск в семье рабочего. Русский. В 1965 году окончил Челябинскую среднюю школу №92. В том же году окончил и Челябинский аэроклуб. Получил право пилотирования самолета Як-18, вертолета Ми-1 и планеров. Прошел парашютную подготовку. С 1965 по 1966 год работал электрослесарем-монтажником в Челябинском специализированном монтажном управлении.
В 1966 году призван в ряды Советской Армии. В 1970 году окончил Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков, получил квалификацию военного лётчика-инженера. Служил лётчиком-инструктором училища. В 1976 году вышел в запас.

В 1977 году прошел годовой курс обучения в Школе лётчиков-испытателей Лётно-исследовательского института Министерства авиационной промышленности. В 1977 году поступил на вечернее отделение Жуковского филиала Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе. Окончил его в 1980 году, получив специальность инженера-механика.

С 1977 года работал летчиком-испытателем в ОКБ имени А.Н. Туполева. Однажды при заходе на посадку на военную базу Белая под Иркутском на сверхзвуковом бомбардировщике с изменяемой геометрией крыла Ту-22М2 отказал механизм перестановки крыла и, соответственно, выпуска предкрылков и закрылков.

По всей авиационной логике тяжелая машина просто не могла совершить посадку с таким отказом: скорость снижения была недопустимо высокой. Экипаж получил команду немедленно катапультироваться. Однако Ю.П. Шеффер смог посадить почти неуправляемый самолёт. Как выяснилось при разборе полета, действия Ю.П. Шеффера в той ситуации открывали абсолютно новую страницу в пилотировании тяжёлых сверхскоростных бомбардировщиков.

При перелете на опытном самолете "МАИ-89" на аэродром Тушино для участия в демонстрационных полетах в честь Дня Воздушного Флота над Москвой отказал двигатель. Рискуя собственной жизнью, Ю.П. Шеффер осуществил аварийную посадку без двигателя на ограниченную площадку в городской черте. Был сохранен самолёт, на котором впоследствии он летал в небе над Тушино, Кубинкой, в Германии на международном авиасалоне в Шенефельде.

Неоднократно принимал участие в многочисленных международных аэрокосмических салонах и выставках Европы, Азии и Америки. Был ведущим лётчиком на испытаниях самолета Ту-144ЛЛ, который был создан по решению межправительственной российско-американской комиссии. Объем и сложность экспериментов, выполненных им, не имеют аналогов в мировой авиации, их результаты будут использоваться при создании тяжелых сверхзвуковых самолетов ХХI века как в России, так и в США.

В сентябре 1983 года был отобран для работ по программе "Буран". Был направлен на углубленные медицинские обследования в Институт медико-биологических проблем. 17 апреля 1985 года получил окончательное заключение Государственной межведомственной комиссии о годности к специальной подготовке. Решением Государственной межведомственной комиссии от 2 сентября 1985 года рекомендован для зачисления в отряд космонавтов Лётно-исследовательского института.

21 ноября 1985 года приказом Министерства авиационной промышленности №537 был утвержден в должности кандидата в космонавты-испытатели ОКБ Туполева. 2 января 1986 года был переведен из ОКБ Туполева в Лётно-исследовательский институт и зачислен кандидатом в отряд космонавтов этого института.

С 13 ноября 1985 года по 22 мая 1987 года проходил общекосмическую подготовку в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина. После сдачи зачетов 5 июня 1987 года решением Межведомственной квалификационной комиссии ему была присвоена квалификация "космонавт-испытатель".

Прошел подготовку по программе "Буран", в ходе которой проводил отработку системы ручного управления и системы автоматической посадки на самолете-лаборатории Ту-154 и МиГ-25, оснащенных системой управления "Бурана".

С 1992 года - командир отряда лётчиков-испытателей Лётно-исследовательского института, заместитель начальника Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей.

Указом Президента Российской Федерации № 1495 от 7 декабря 1998 года за мужество и героизм, проявленные при испытании современной авиационной техники лётчику-испытателю Юрию Петровичу Шефферу присвоено звание Героя Российской Федерации.
Ушёл из отряда космонавтов Лётно-исследовательского института в начале 2001 года. Оформил пенсию, но продолжил работать в Лётно-исследовательском институте в должности заместителя начальника комплекса. Жил в городе Жуковский Московской области. Скоропостижно скончался 5 июня 2001 года. Похоронен на Быковском кладбище в Жуковском.
Награжден орденом «За личное мужество», медалями.
В Жуковском, на доме, где он жил, установлена мемориальная доска.